В Малом театре, известном своими традиционными и богатыми постановками, готовится к премьере необычный спектакль. 7 ноября на Исторической сцене зрители увидят «Анну Каренину» Льва Толстого в постановке Андрея Прикотенко. Эта работа сразу привлекает внимание по двум причинам: это дебют режиссера в стенах Малого театра, и это сознательно камерный и минималистичный спектакль, что для этой площадки — редкость и смелый шаг.
Идея спектакля без пышных декораций, где все внимание сосредоточено на актерской игре, долгое время витала в воздухе. Известно, что о такой постановке мечтал выдающийся артист Юрий Соломин. Теперь его замысел воплощается в жизнь.
Художник-постановщик Ольга Шаишмелашвили убрала с сцены все лишнее, оставив актерам и зрителям пространство для диалога с текстом Толстого без посредников в виде сложных декораций. Это решение заставляет по-новому услышать знакомый сюжет, где на первый план выходят не социальные или бытовые обстоятельства, а внутренний мир героев, их сомнения и страсти.
Режиссер Андрей Прикотенко объясняет свой подход особой атмосферой Малого театра. По его словам, именно здесь сохранилась та самая внутренняя этика и органичность, без которых история Анны Карениной рискует превратиться в банальный рассказ о светском скандале.
Он убежден, что если зритель не почувствует, что Анна уходит ради всепоглощающей любви, а Вронский встречает женщину своей судьбы, если Каренин не предстанет человеком, по-своему глубоко любящим жену, то весь сюжет теряет свой высокий трагический смысл. Поэтому спектакль строится не на внешних эффектах, а на поиске этой искренности в каждом жесте и интонации.
Для исполнительницы роли Анны Карениной Полины Долинской знакомство с великим романом стало многоступенчатым путешествием. «Впервые прочитав роман, я помню, что тогда еще не понимала этих страстей, и не могу сказать, что он очень меня тронул, — делится актриса. — Фильмы уже сильнее вовлекли в историю. А когда представилась возможность сыграть Анну, я перечитала книгу совершенно другими глазами». Этот процесс открытия продолжился и в работе: режиссёр Андрей Прикотенко раскрыл новые грани текста, а живое взаимодействие с партнёрами по сцене позволило понять героев ещё глубже. «Я думаю, знакомство с романом будет продолжаться до тех пор, пока мы будем играть спектакль», — заключает Полина Долинская, отмечая, что образ для неё — это живой, постоянно развивающийся диалог с произведением Толстого.
Для исполнительницы роли Анны Карениной Полины Долинской знакомство с великим романом стало многоступенчатым путешествием. «Впервые прочитав роман, я помню, что тогда еще не понимала этих страстей, и не могу сказать, что он очень меня тронул, — делится актриса. — Фильмы уже сильнее вовлекли в историю. А когда представилась возможность сыграть Анну, я перечитала книгу совершенно другими глазами». Этот процесс открытия продолжился и в работе: режиссёр Андрей Прикотенко раскрыл новые грани текста, а живое взаимодействие с партнёрами по сцене позволило понять героев ещё глубже. «Я думаю, знакомство с романом будет продолжаться до тех пор, пока мы будем играть спектакль», — заключает Полина Долинская, отмечая, что образ для неё — это живой, постоянно развивающийся диалог с произведением Толстого.
Ключевым визуальным образом в этом почти аскетичном пространстве станет простая, но очень точная метафора — бумажный снег. Та самая детская игрушка, знакомое многим поколениям украшение из нарезанной белой бумаги. В спектакле он превратится в символ рока. Он будет кружиться в вальсе на роковом московском балу, где встречаются Анна и Вронский, и заметет все в метель на железнодорожной станции. В этой метели из бумаги героиня и найдет свой конец, растворившись в ней, словно ее жизнь и боль были лишь мимолетной игрой.
В главных ролях в спектакле заняты как опытные мэтры сцены, так и молодые артисты. Алексей Александрович Каренин — народный артист России Виктор Низовой. Роль Анны Карениной исполняет Полина Долинская, а графа Вронского — Нил Кропалов (артист труппы Театра Моссовета). Вокруг них выстроился сильный ансамбль: Людмила Титова в роли графини Вронской, Светлана Аманова в роли княгини Щербацкой, Глеб Подгородинский в образе Стивы Облонского и другие.
Для композитора Евгении Терёхиной работа над музыкой к «Анне Карениной» стала глубоким погружением в эмоциональную вселенную романа. Как отмечает сама Евгения, её вдохновляла не столько историческая эпоха, сколько бездонная глубина переживаний персонажей. «Это чувство и переживание, поэтому оно идет как эмоция, — объясняет композитор. — Нет отдельной темы детства, поскольку все перемешано и невозможно что-то разделить, есть шквал чувств». Именно этот шквал — сложный, полифоничный и непрерывный — ей удалось передать в музыкальном решении спектакля, где эмоциональная стихия становится главным лейтмотивом трагической истории.
Премьерные показы «Анны Карениной» состоятся 7 и 8 ноября на Исторической сцене Малого театра, и продолжатся в январе. Этот спектакль — возможность увидеть классику без привычного глянца, в формате, требующем особой сосредоточенности и доверия к таланту актеров. Разговор о вечных вопросах любви, долга и судьбы, где главным декорациям стала человеческая душа, а главным инструментом — живая игра.