24 апреля Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с Государственным Русским музеем открыл выставочный проект «Подвиг музея». Выставка посвящена всем, кто сегодня защищает культуру, а также героизму Аллы Андреевой, сотрудника Краеведческого музея в Судже. Куратор: Наталья Александрова, кандидат исторических наук, заведующий отделом рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Проект «Подвиг музея» рассказывает о жизни ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1941–1945 годах и о хранительском подвиге его сотрудников. В экспозиции представлены живописные и графические работы Алексея Венецианова, Вячеслава Пакулина, Владимира Серова, Георгия Траугота, Никола де Лармессена, Ипполита Леконта, Шарля Луи Симоно, Жана-Батиста Симеона Шардена и других мастеров, а также слепки и архивные документы. Впервые показаны 55 уникальных авторских снимков фотографа Николая Свищова-Паолы. В междисциплинарном разделе выставки приняли участие артисты театра МХТ им. А.П. Чехова Евгений Миронов и Кристина Бабушкина.
Проект «Подвиг музея» рассказывает о жизни ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1941–1945 годах и о хранительском подвиге его сотрудников. В экспозиции представлены живописные и графические работы Алексея Венецианова, Вячеслава Пакулина, Владимира Серова, Георгия Траугота, Никола де Лармессена, Ипполита Леконта, Шарля Луи Симоно, Жана-Батиста Симеона Шардена и других мастеров, а также слепки и архивные документы. Впервые показаны 55 уникальных авторских снимков фотографа Николая Свищова-Паолы. В междисциплинарном разделе выставки приняли участие артисты театра МХТ им. А.П. Чехова Евгений Миронов и Кристина Бабушкина.
Ольга Галактионова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Хранители, ученые, реставраторы в моменты тяжелых событий оказываются на передовой, сохраняя для страны и потомков богатейшее культурное наследие. Иногда – ценой собственной жизни. Я хочу выразить благодарность Министерству культуры РФ и Русскому музею за возможность сделать выставку, в которой мы говорим «спасибо» защитникам русской культуры: тем, кто и сегодня сохраняет, отстаивает и оберегает. Это важнейший проект для нашего музея, поскольку он реконструирует прошлое и одновременно проводит параллели с сегодняшним днем».
Алла Манилова, генеральный директор Русского музея: «В 1941 году Русский музей оказался в кольце фашистской блокады. Залы Михайловского дворца стали домом не только для шедевров отечественного искусства, но и для каждого сотрудника. Коллектив Русского музея совершил беспрецедентный подвиг: бриллианты собрания были спасены вопреки натиску врага. Благодаря труду ленинградских музейщиков сегодня мы обладаем бесценными свидетельствами истории. На выставке “Подвиг музея” из собрания Русского музея будут представлены 23 произведения, в том числе пронзительные работы Вячеслава Пакулина, Виктора Прошкина, Владимира Серова и многих других авторов. Они были такими же блокадниками, как и все ленинградцы. Испытывали те же лишения, голод и холод, но, обессиленные, выходили на улицы, работали над художественными образами блокады, понимая высочайшую ответственность перед будущими поколениями».
Илья Доронченков, искусствовед, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе: «Великая Отечественная война продолжалась 4 года. Это исторически короткий срок, но он вмещает в себя огромное количество событий, судеб, историй. И чем больше занимаешься изучением этого периода, тем больше понимаешь, что очень много еще не рассказано. И вот сейчас, к 80-летию Победы, Пушкинский музей рассказывает истории о том, как он, его коллекции и люди, работавшие в этом музее, героически прожили военные годы, как сотрудники спасли собрания, как они поддержали жизнь музея, как они показывали современное отечественное искусство. Это очень многогранная, трогательная человеческая история о подвиге наших товарищей, наших коллег, которые сохранили музей для будущего».
Наталья Александрова, кандидат исторических наук, заведующий отделом рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина: «На выставке важной составляющей является свет, в физическом и символическом смысле. Мы впервые показываем 55 авторских отпечатков художника светописи, мастера пиктореализма Николая Свищова-Паолы. По приглашению директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Сергея Меркурова он запечатлел состояние музея и процесс его восстановления. Свищов-Паола начал снимать в марте 1944 года. Музей темный, но постепенно покрытия временной крыши снимаются, и в музей врывается свет. Свищов-Паола ловит этот свет как символ победы. Мы повторили в инсталляции в апсиде Белого зала одну из фотографий Свищова-Паолы, где свет проникает в музей через переплеты освобождающейся крыши. Здесь же в апсиде восходят вверх имена наших сотрудников, которые каждый день сражались за музей и сохранили его. Эти люди оставили нам свой свет, чтобы нам не блуждать в темноте».
Выставка состоит из трех разделов. Первый посвящен жизни ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1941–1945 годах. В самом начале войны (июль, август 1941, сентябрь 1942) музей эвакуировал в Новосибирск и Соликамск свыше 108 тысяч экспонатов. Основной заботой стало сохранение оставшихся в здании 267 тысяч единиц хранения, ведь музей пострадал от вражеских авианалетов — стеклянная крыша была разрушена, разбиты окна, повреждены система отопления и электричество. Все, что можно было передвигать, размещали в подвалах и переносили от окон и из-под стеклянных перекрытий. Для каждого экспоната, который не могли вынести из зала, сотрудники придумали систему защиты. На выставке «Подвиг музея» представлена инсталляция из слепков, отсылающая к этому эпизоду в жизни музея.
Вопреки всем сложностям и тяжелым условиям в ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжалась выставочная деятельность. В 1941–1942 годах сотрудники подготовили несколько выставок: «Героическое прошлое русского народа» (1941), «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны» (1942) и «Работы ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны» (1942). Проект «Подвиг музея» фрагментарно воссоздает две военные экспозиции — два значимых раздела выставки графики 1941 года «Героическое прошлое русского народа», посвященные походам петровского времени и Отечественной войне 1812 года, и часть выставки 1942 года «Работы ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны», демонстрируя 23 полотна из собрания Государственного Русского музея. Произведения 83-х ленинградских художников и скульпторов, работавших в тяжелейших блокадных условиях голода и холода, которые увидели москвичи в 1942 году, после завершения выставки были приобретены для Государственного Русского музея как историко-художественный документ обороны Ленинграда.
Второй раздел выставки рассказывает о хранительском подвиге сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина. Всю войну в тяжелейших условиях они старались возродить и поддерживать музейную жизнь. Зимой температура в залах опускалась до –15°С, мучил постоянный голод, изматывала тяжелая физическая работа по переносу экспонатов и уборке помещений от воды и снега. У временных печей, установленных в залах, была сосредоточена музейная жизнь — здесь проходили заседания и совещания, готовились и проводились научные сессии. Здесь же сотрудники вели хранительские журналы, а дежурные отдыхали между осмотрами. В это единственное отапливаемое помещение перенесли на хранение египетские мумии.
Экспозиция последнего раздела повествует о физическом состоянии музея во время войны. В 1944 году по заданию директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Сергея Меркурова известный фотограф, мастер пикториализма Николай Свищов-Паола (1874–1964) выполнил серию снимков. Перед ним была поставлена задача не только зафиксировать общий вид разрушений, но и показать процесс восстановления и реставрации, а также масштаб и результаты проведенных работ. Сохранилось свыше 200 сюжетов — виды помещений, импровизированные хранилища, реэвакуация коллекций. На выставке демонстрируются 55 авторских снимков, оформленных на паспарту. Фотографии дополнены документами, отражающими жизнь музея в эти годы.
Музей выиграл сражение за сохранение культурного наследия, по праву разделив со всей страной великую Победу.
В междисциплинарном разделе выставочного проекта «Подвиг музея» приняли участие артисты театра МХТ им. А.П. Чехова Евгений Миронов и Кристина Бабушкина. Звезды отечественного театра озвучили фрагменты из воспоминаний и переписки музейных сотрудников военных лет, которые представлены в экспозиции в виде оригинальных документов. Аудиодорожки расположены на монофонах в Белом зале.
Специально к выставке «Подвиг музея» был выпущен репринт каталога выставки «Работы ленинградских художников…», проходившей в 1942 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Каталог открывает статья Осипа Бескина «Образы славы и геройства» о блокаде Ленинграда в творчестве ленинградских художников.
О жизни ГМИИ им. А.С. Пушкина и его сотрудников в военные годы, а также о восстановлении израненного бомбежками Великой Отечественной войны музея рассказывают два издания, подготовленные куратором выставки Натальей Александровой: «ГМИИ им. А.С. Пушкина в годы Великой Отечественной войны» и «”Он был масштабный и свободный...” Скульптор С.Д. Меркуров — директор ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1944–1950 годах».
Текст и фото: Пресс-служба ГМИИ.
Алла Манилова, генеральный директор Русского музея: «В 1941 году Русский музей оказался в кольце фашистской блокады. Залы Михайловского дворца стали домом не только для шедевров отечественного искусства, но и для каждого сотрудника. Коллектив Русского музея совершил беспрецедентный подвиг: бриллианты собрания были спасены вопреки натиску врага. Благодаря труду ленинградских музейщиков сегодня мы обладаем бесценными свидетельствами истории. На выставке “Подвиг музея” из собрания Русского музея будут представлены 23 произведения, в том числе пронзительные работы Вячеслава Пакулина, Виктора Прошкина, Владимира Серова и многих других авторов. Они были такими же блокадниками, как и все ленинградцы. Испытывали те же лишения, голод и холод, но, обессиленные, выходили на улицы, работали над художественными образами блокады, понимая высочайшую ответственность перед будущими поколениями».
Илья Доронченков, искусствовед, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе: «Великая Отечественная война продолжалась 4 года. Это исторически короткий срок, но он вмещает в себя огромное количество событий, судеб, историй. И чем больше занимаешься изучением этого периода, тем больше понимаешь, что очень много еще не рассказано. И вот сейчас, к 80-летию Победы, Пушкинский музей рассказывает истории о том, как он, его коллекции и люди, работавшие в этом музее, героически прожили военные годы, как сотрудники спасли собрания, как они поддержали жизнь музея, как они показывали современное отечественное искусство. Это очень многогранная, трогательная человеческая история о подвиге наших товарищей, наших коллег, которые сохранили музей для будущего».
Наталья Александрова, кандидат исторических наук, заведующий отделом рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина: «На выставке важной составляющей является свет, в физическом и символическом смысле. Мы впервые показываем 55 авторских отпечатков художника светописи, мастера пиктореализма Николая Свищова-Паолы. По приглашению директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Сергея Меркурова он запечатлел состояние музея и процесс его восстановления. Свищов-Паола начал снимать в марте 1944 года. Музей темный, но постепенно покрытия временной крыши снимаются, и в музей врывается свет. Свищов-Паола ловит этот свет как символ победы. Мы повторили в инсталляции в апсиде Белого зала одну из фотографий Свищова-Паолы, где свет проникает в музей через переплеты освобождающейся крыши. Здесь же в апсиде восходят вверх имена наших сотрудников, которые каждый день сражались за музей и сохранили его. Эти люди оставили нам свой свет, чтобы нам не блуждать в темноте».
Выставка состоит из трех разделов. Первый посвящен жизни ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1941–1945 годах. В самом начале войны (июль, август 1941, сентябрь 1942) музей эвакуировал в Новосибирск и Соликамск свыше 108 тысяч экспонатов. Основной заботой стало сохранение оставшихся в здании 267 тысяч единиц хранения, ведь музей пострадал от вражеских авианалетов — стеклянная крыша была разрушена, разбиты окна, повреждены система отопления и электричество. Все, что можно было передвигать, размещали в подвалах и переносили от окон и из-под стеклянных перекрытий. Для каждого экспоната, который не могли вынести из зала, сотрудники придумали систему защиты. На выставке «Подвиг музея» представлена инсталляция из слепков, отсылающая к этому эпизоду в жизни музея.
Вопреки всем сложностям и тяжелым условиям в ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжалась выставочная деятельность. В 1941–1942 годах сотрудники подготовили несколько выставок: «Героическое прошлое русского народа» (1941), «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны» (1942) и «Работы ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны» (1942). Проект «Подвиг музея» фрагментарно воссоздает две военные экспозиции — два значимых раздела выставки графики 1941 года «Героическое прошлое русского народа», посвященные походам петровского времени и Отечественной войне 1812 года, и часть выставки 1942 года «Работы ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны», демонстрируя 23 полотна из собрания Государственного Русского музея. Произведения 83-х ленинградских художников и скульпторов, работавших в тяжелейших блокадных условиях голода и холода, которые увидели москвичи в 1942 году, после завершения выставки были приобретены для Государственного Русского музея как историко-художественный документ обороны Ленинграда.
Второй раздел выставки рассказывает о хранительском подвиге сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина. Всю войну в тяжелейших условиях они старались возродить и поддерживать музейную жизнь. Зимой температура в залах опускалась до –15°С, мучил постоянный голод, изматывала тяжелая физическая работа по переносу экспонатов и уборке помещений от воды и снега. У временных печей, установленных в залах, была сосредоточена музейная жизнь — здесь проходили заседания и совещания, готовились и проводились научные сессии. Здесь же сотрудники вели хранительские журналы, а дежурные отдыхали между осмотрами. В это единственное отапливаемое помещение перенесли на хранение египетские мумии.
Экспозиция последнего раздела повествует о физическом состоянии музея во время войны. В 1944 году по заданию директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Сергея Меркурова известный фотограф, мастер пикториализма Николай Свищов-Паола (1874–1964) выполнил серию снимков. Перед ним была поставлена задача не только зафиксировать общий вид разрушений, но и показать процесс восстановления и реставрации, а также масштаб и результаты проведенных работ. Сохранилось свыше 200 сюжетов — виды помещений, импровизированные хранилища, реэвакуация коллекций. На выставке демонстрируются 55 авторских снимков, оформленных на паспарту. Фотографии дополнены документами, отражающими жизнь музея в эти годы.
Музей выиграл сражение за сохранение культурного наследия, по праву разделив со всей страной великую Победу.
В междисциплинарном разделе выставочного проекта «Подвиг музея» приняли участие артисты театра МХТ им. А.П. Чехова Евгений Миронов и Кристина Бабушкина. Звезды отечественного театра озвучили фрагменты из воспоминаний и переписки музейных сотрудников военных лет, которые представлены в экспозиции в виде оригинальных документов. Аудиодорожки расположены на монофонах в Белом зале.
Специально к выставке «Подвиг музея» был выпущен репринт каталога выставки «Работы ленинградских художников…», проходившей в 1942 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Каталог открывает статья Осипа Бескина «Образы славы и геройства» о блокаде Ленинграда в творчестве ленинградских художников.
О жизни ГМИИ им. А.С. Пушкина и его сотрудников в военные годы, а также о восстановлении израненного бомбежками Великой Отечественной войны музея рассказывают два издания, подготовленные куратором выставки Натальей Александровой: «ГМИИ им. А.С. Пушкина в годы Великой Отечественной войны» и «”Он был масштабный и свободный...” Скульптор С.Д. Меркуров — директор ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1944–1950 годах».
Текст и фото: Пресс-служба ГМИИ.