Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу 21 января представит выставочный проект, посвященный творчеству выдающегося художника и одного из пионеров кинетического искусства Франциско Инфанте. Выставка «Метафоры бесконечности» — это ретроспектива, охватывающая более шестидесятилетний творческий путь мастера, автора объектов, инсталляций, живописи и графики, создателя уникальных артефактов. В экспозиции представлено более 400 произведений из коллекции Третьяковской галереи и личного собрания художника, а также отдельные объекты, рисунки и эскизы из музеев и частных коллекций.
Франциско Инфанте — это художник, который всю свою жизнь посвятил исследованию природы бесконечности окружающего мира. Его творчество поражает разнообразием практик, техник и форм искусства. После окончания Московской средней художественной школы и поступления в Строгановское училище, Инфанте сближается с кругом молодых кинетистов, образовавших группу «Движение» в 1964 году. Он считал себя наследником русского авангарда и выбрал геометрию в качестве универсального визуального языка и способа познания мира.
Уже в возрасте девятнадцати лет Инфанте создал одну из важнейших своих работ — «Рождение вертикали». В этот период также появляются его знаменитые «Спирали» и проекты первых кинетических конструкций. Стремление упорядочить и гармонизировать Космос привело его к разработке «Проектов реконструкции звездного неба» в 1965 году. Эти эксперименты воплотились в серии рисунков, живописных работ на бумаге и объектах, и нашли свое развитие в главном открытии художника — изобретении нового вида искусства, артефакта.
Фотографии, фиксирующие «художественные события», стали результатом его стремления найти точку взаимодействия между искусством и окружающим ландшафтом. Более пятидесяти лет Франциско Инфанте вместе со своей женой и соавтором Нонной Горюновой демонстрируют бесконечные возможности преобразования мира, не прибегая к коллажным или монтажным манипуляциям.
Экспозицию выставки открывает грандиозная пространственная инсталляция, включающая более двухсот артефактов, начиная с «Супрематических игр» 1968 года и заканчивая циклом «Интервалы», созданным летом 2024 года. Отдельный зал посвящен «Проектам реконструкции звездного неба» и новой версии инсталляции «Машина в лесу», впервые показанной в 1992 году. Завершает экспозицию зал с кинетическими объектами, живописными и графическими работами 1960-х годов, а также уникальными зеркальными конструкциями 1970-х годов, использовавшимися для создания артефактов из циклов «Жизнь треугольника», «Состояние круга», «Странствия квадрата» и других.
Архивный раздел выставки представит документальные фотографии, эскизы и письма, которые познакомят зрителей с процессами разработки основных творческих изобретений художника, раскрывают секреты создания артефактов. Выставка «Метафоры бесконечности» — погружение в удивительный мир Франциско Инфанте, где каждый артефакт — шаг к пониманию бесконечности.
Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи.
Франциско Инфанте — это художник, который всю свою жизнь посвятил исследованию природы бесконечности окружающего мира. Его творчество поражает разнообразием практик, техник и форм искусства. После окончания Московской средней художественной школы и поступления в Строгановское училище, Инфанте сближается с кругом молодых кинетистов, образовавших группу «Движение» в 1964 году. Он считал себя наследником русского авангарда и выбрал геометрию в качестве универсального визуального языка и способа познания мира.
Уже в возрасте девятнадцати лет Инфанте создал одну из важнейших своих работ — «Рождение вертикали». В этот период также появляются его знаменитые «Спирали» и проекты первых кинетических конструкций. Стремление упорядочить и гармонизировать Космос привело его к разработке «Проектов реконструкции звездного неба» в 1965 году. Эти эксперименты воплотились в серии рисунков, живописных работ на бумаге и объектах, и нашли свое развитие в главном открытии художника — изобретении нового вида искусства, артефакта.
Фотографии, фиксирующие «художественные события», стали результатом его стремления найти точку взаимодействия между искусством и окружающим ландшафтом. Более пятидесяти лет Франциско Инфанте вместе со своей женой и соавтором Нонной Горюновой демонстрируют бесконечные возможности преобразования мира, не прибегая к коллажным или монтажным манипуляциям.
Экспозицию выставки открывает грандиозная пространственная инсталляция, включающая более двухсот артефактов, начиная с «Супрематических игр» 1968 года и заканчивая циклом «Интервалы», созданным летом 2024 года. Отдельный зал посвящен «Проектам реконструкции звездного неба» и новой версии инсталляции «Машина в лесу», впервые показанной в 1992 году. Завершает экспозицию зал с кинетическими объектами, живописными и графическими работами 1960-х годов, а также уникальными зеркальными конструкциями 1970-х годов, использовавшимися для создания артефактов из циклов «Жизнь треугольника», «Состояние круга», «Странствия квадрата» и других.
Архивный раздел выставки представит документальные фотографии, эскизы и письма, которые познакомят зрителей с процессами разработки основных творческих изобретений художника, раскрывают секреты создания артефактов. Выставка «Метафоры бесконечности» — погружение в удивительный мир Франциско Инфанте, где каждый артефакт — шаг к пониманию бесконечности.
Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи.