2025

В Музее Москвы открылась выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы»

NOBLS.RU В Музее Москвы открылась выставка «Искусство в масштабе»
В пятницу в Музее Москвы открылась выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы», которая предоставляет уникальную возможность взглянуть на наш родной город с новой, свежей перспективы. Эта совместная с РОСИЗО экспозиция стала результатом почти четырехлетней работы команды кураторов, которые решили исследовать богатство монументального искусства, украшающего наши улицы и здания.

На выставке представлено более 300 произведений, охватывающих период с 1918 года до 1980-х. Здесь можно увидеть мозаики, витражи, барельефы и сграффито, созданные известными мастерами, такими как В.А. Фаворский, А.А. Дейнека и Е.Е. Лансере. Эти произведения не просто радуют глаз, но и рассказывают истории о времени, в котором они были созданы, о людях и событиях, оставивших след в истории нашей столицы.

Nobls.ru В Музее Москвы открылась выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы»

Генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова приветствовала гостей и коллег, говоря о том, что выставка «Искусство в масштабе» — это не просто уникальное исследование, а возможность по-новому взглянуть на город. Она выразила надежду, что столица станет для многих посетителей настоящим музеем под открытым небом, а совместная экспозиция с РОСИЗО вдохновит их на дальнейшее изучение Москвы.

Nobls.ru Генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова, выставка «Искусство в масштабе»

Выставка — это возможность не только насладиться искусством, но и глубже понять, как оно связано с нашей повседневной жизнью. Каждый из нас, покидая музей, может ощутить, что город открывается с новой стороны. Мы начинаем замечать элементы, которые раньше были привычными и незаметными. Например, рекламные вывески или новые здания могут заслонить от нас красоту монументального искусства, но выставка помогает восстановить этот баланс и увидеть город в его многослойности.

Первыми гостями выставки стали представители культурной сферы: руководители Министерства культуры России, директора музеев, художники, продюсеры, а также общественные деятели. Среди них были Директор Департамента музеев и поддержки циркового искусства Министерства культуры Российской Федерации Елена Харламова, директор ГМИИ им. Пушкина Ольга Галактионова и многие другие.

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы»

Кураторы выставки, Алина Корень и Алла Цехмистренко, с самого начала понимали, что задача не из простых. Монументальное искусство — это не просто картины, а искусство, которое живет на фасадах зданий и в общественных пространствах. Оно редко представлено в музеях, и именно это делает выставку особенной. По словам Алины Корень, выставка помогает зрителям заново открыть для себя город, замечая детали, которые раньше могли бы остаться незамеченными.

Nobls.ru Куратор выставки «Искусство в масштабе» Алина Корень
«Когда вы выйдете из стен музея Москвы, то город откроется для вас совершенно иначе. Вы вдруг начнете замечать то, что не замечали раньше. И для вас намного шире, детальнее раскроется то, что, может быть, вы видели и до, и вам, например, привычно. Это действительно совершенно удивительная способность выставки иногда настроить вот этот взгляд, который у нас в городе может замылиться. Появляются новые здания, появляются рекламные вывески, которые, как, например, с кинотеатром «Октябрь» закрывают почти половину фасада. Но самое важное, что может с вами произойти после этой выставки, это то, что город подарит вам еще один свой слой. И это произошло с нами в процессе подготовки, потому что эта выставка действительно сама по себе монументальная, так же, как и тема. Ее делало много людей, и я наблюдала то преображение, которое, я надеюсь, случится с вами, оно случалось и с людьми, которым мы рассказывали про выставку. Поэтому перед нами открывались очень многие двери, и поэтому на выставке огромное количество экспонатов, которые показываются впервые».
Nobls.ru Владимир Фаворский. Мозаичный фрагмент картуша на фасаде здания Бассейна ЦСКА, 1954

Выставка состоит из трех частей, и особое внимание в ней уделяется цвету, который впервые появляется в 1918 году. Исследование начинается с событий 1918 года, затем переход к 1920-м и 1930-м, включая ВСХВ и участие СССР в международных выставках в Париже и Нью-Йорке, а также значимость художественного оформления московского метро. Эти моменты стали важными импульсами для развития монументальной живописи, особенно в Москве. Именно те художники, которые были направлены на эти выставки, отражали основные идеи своего времени и были приглашены для работы над проектами, такими как Дворец Советов. Каждый раздел выставки выделяет свою роль, тему и основные идеи, формируя целостное понимание развития искусства в городской среде.

Nobls.ru Эскиз маскировки Московского Кремля, разработанный в первые годы Великой Отечественной войны.

Выставка включает множество значимых произведений, среди которых работы таких мастеров, как Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Евгений Лансере, Павел Корин, Екатерина Зернова, Элеонора Жаренова, Евгений Аблин, Григорий Дервиз, Андрей Васнецов и Юрий Королев. Посетители смогут увидеть уникальные эскизы Леонида Полищука и Светланы Щербининой, а также впервые представленные мозаичные пробы для Мавзолея Ленина, созданные под руководством Владимира Фролова. В экспозиции также представлены фрески Владимира Фаворского для Музея охраны материнства и младенчества и сохраненные фрагменты мозаики с фасада плавательного бассейна ЦСКА.

Особое внимание уделено одному из первых монументальных произведений — мемориальной доске Сергея Конёнкова, установленной на Сенатской башне в 1918 году. Важным аспектом выставки является исследование работы художников-монументалистов в годы Великой Отечественной войны, включая эскизы маскировки Московского Кремля, которые кардинально изменили привычный архитектурный облик столицы. Эти художественные решения не только помогали скрыть Кремль от врага, но и стали ярким примером того, как искусство может служить важной цели в сложные исторические моменты.
Февраль